PROektPRO – первая российская компания, занимающаяся практической профориентацией старшеклассников. В 2009 году Юлия Пасс придумала и год спустя организовала проект PROekt PRO «Пропуск в профессию», который стал известен своими профориентационными экскурсиями в ведущие компании в различных отраслях.
Почему сейчас стало важно помогать в выборе профессии?
Вообще тема выбора профессии возникла не так уж давно. У нас – это последний период советской власти, на западе – чуть раньше. Со времени возникновения профессий дети, как правило, наследовали профессию родителей. В семье портного сыновья становились портными, в семье сапожника – сапожниками, дети промышленников тоже продолжали дело отцов. Это было связано с тем, что передавались опыт, знания, клиентура, «орудия труда» и не было понятия рынка труда в сегодняшнем его понимании. Среди интеллигенции та же тенденция: династии врачей, музыкантов, ученых. Иногда продолжение семейной традиции было удачным, иногда – не очень. Но абсолютно точно одно – долгое время у человека не было практически ни одного шанса выбраться из этого родового шаблона.
Ситуация изменилась только в военное время. Первые попытки понять к чему склонны люди можно отнести в Первой мировой войне, когда в США армейские психологи решали, где новобранцы будут полезнее – в кавалерии или как интенданты. И только в 60-х годах стали появляться первые профориентационные тесты, которые на научной основе и статистических данных пытались определить склонности людей к той или иной профессии. В Советском Союзе, который в тот период был похож на одну огромную стройку, люди брались за любую работу. Однако скоро ситуация изменилась, и советская уравниловка сыграла в этом весьма позитивную роль – примерно одинаковая оплата труда в большинстве профессий способствовала выбору действительно того занятия, которое человеку нравилось.
Но в период перестройки многим пришлось бросить выбранную специальность?
К сожалению, да. В перестройку стояла задача выживания, найти работу, любую. И те люди, которые выбрали себе профессии физика, химика, педагога или медика часто были вынуждены переквалифицироваться и работать секретарями, менеджерами по продажам, торговыми или медицинскими представителями. В первом московском McDonald’s многие кассиры имели не просто высшее образование, а научную степень.
Сложный выбор в нашем сегодняшнем понимании появился у детей перестроечных родителей. Во-первых, родители смогли создать для них условия, в которых осознанных выбор стал возможен. Во-вторых, хлынул поток несортированной информации – появились тысячи новых индустрий и профессий, с невероятной скоростью начали развиваться технологии, мир стал глобальным. На сегодняшний день существует свыше 40 000 профессий, ежегодно появляются около 300 новых примерно столько же исчезает. Если раньше, чтобы разобраться, хватало совета родителей, в крайнем случае друзей родителей, то сейчас без посторонней помощи очень трудно.
Что вообще такое – выбор?
Выбор – это всегда ответственность. И выбирать лучше с открытыми глазами. Особенно будущую профессию. Ты должен понимать, что тебя ждет в этой профессии и на этой работе, какие предъявляются требования к образованию и способностям, какие у тебя есть возможности, какой рост, какая карьеры может быть построена. Конечно, много переменных. Но то, что возможно, нужно знать и понимать. Только тогда выбор будет осознанным.
Можно ли говорить, что в наше время изменилась сама парадигма выбора?
Безусловно. Раньше информация была особой ценностью. Со времен Александрийской библиотеки, которая сгорела дотла, до специальных ограниченных пропусков в Ленинскую библиотеку. Раньше информацию нужно было уметь добывать. А теперь нужно уметь в ней ориентироваться. Это принципиальная смена парадигмы.
Что именно изменилось в выборе профессии?
Логика. Раньше выбирали сначала вуз, а потом профессию. Сейчас динамика мира такова, что сначала нужно выбирать дело, профессию, и только потом вуз. Кроме того, важно понимать, что в течение жизни скорее всего придется поменять несколько профессий, и уж точно – постоянно получать новые знания и навыки.
Ключевыми становятся умения учиться, критически мыслить, взаимодействовать с разными людьми, общаться на разных языках, пользоваться интернет технологиями. Все это востребовано не зависимо от того, чем ты занимаешься.
А еще мы стали уделять внимание изучению себя. В чем наши сильные и слабые стороны – какие карты нам раздали при рождении. При выборе профессии нужно соотнести свои способности со своими возможностями и своими желаниями и трендами рынка труда
Кто может помочь подросткам разобраться в своих способностях, возможностях и желаниях?
Для этого сегодня существуют как профориентационные центры, так и независимые? консультанты по карьере. На самом деле, инструментов для работы с этой проблематикой не так много. И самый традиционный инструмент – это тестирование. Помогает понять себя, структурировать нужную информацию, ограничить для подростка области профессий, из которых он будет выбирать. Однако, как и любое тестирование, этот инструмент имеет погрешность, не всегда точен и без консультанта часто трактуется неправильно. Консультирование – уже распространенный на сегодня вид помощи при выборе профессии. Консультант, обычно говорят, консультант по карьере, помогает понять результаты тестирования. Кроме того, консультация – это всегда диалог, беседа с живым человеком, который в отличие от теста может ответить на твои вопросы, хорошо ориентируется на рынке труда, понимает какие стратегии карьеры возможны, поможет соотнести способности и склонности с конкретными профессиями. Консультант может доступно рассказать о разных профессиях, часто неизвестных людям: кто такой продюсер, архитектор, андеррайтер.
Ваша компания PROektPRO занимается тем, что проводит для подростков экскурсии в компании. Можно ли это считать инструментом профориентации?
Да, конечно. Эта идея пришла мне в голову несколько лет назад. До нас так никто никогда не делал. Экскурсии – очень интересный, динамичный способ познакомить старшеклассников с профессиями. Наши экскурсии выстроены специальным образом, чтобы за 1,5–2 два часа участники могли познакомиться и с отраслью, и с компанией, и с профессиями, и с тем, в чем состоит работа тех или иных людей. Мы стараемся, чтобы у участников был опыт погружения, чтобы они сами чего-то сделали, получили представление, с чем они будут иметь дело, если выберут это занятие. В ответ получаем разное: «я никогда не буду дизайнером – это не свободное творчество, а работа на заказчика», от «понятно, но я никогда не буду этим заниматься» до «отлично, я об этом не думал, но теперь я знаю, что это, и мне это интересно».
Еще мы проводим бизнес-игры.
В отличие от традиционных настольных игр они моделируют реальные бизнес-процессы, и скажем в отличие от «Монополии», где есть всего 3 стратегии, предлагают большее число вариантов действий. И ни одна стратегия, как и с жизни, не бывает однозначно успешной. Участники решают задачи, связанные с финансами, управлением временем, логистикой̆, развитием бизнеса. Как в обычной̆ компании, молодым людям приходится находить выход из разных ситуаций: то ресурсов не хватает, то финансирование недостаточное, то конкурент воплощает в жизнь твой план. В наших программах есть игровое поле, есть цели, правила и последовательность ходов, но в отличие от традиционных настольных игр, здесь, как и в жизни, могут выиграть несколько участников. Эту программу мы сделали совместно с компанией NTI.
И если мы уже говорим о новых инструментах профориентации, нельзя не сказать о тренингах. Есть большое количество тренингов, в том числе уже для подростков, о том, как пройти интервью, как настроится на собеседование, как лучше написать свое резюме. Это все темы близкие к карьере, так и специализированные тренинги, на которых участники пытаются определить свои предпочтения и склонности к той или иной профессии, понять, что для них важно в будущей работе и строят первые карьерные планы под руководством тренера.
Есть ли что-то еще, что способствует самоопределению?
Есть. Например, стажировки. Если у подростка есть возможность поработать – это прекрасно. Понять, что такое работа, приобрести опыт общения и заработать собственные деньги, если стажировка оплачивается. Лагеря и кружки: от программирования до редакции или съемочной группы. Чем больше ребенок получает разного социального опыта, тем полезнее. Крайне полезны разговоры с разными людьми – со взрослыми, состоявшимися людьми, получившими профессиональное признание в своей области. Я знаю, что некоторые школы приглашают родителей выступить перед детьми и рассказать о своей профессии, о своей работе.
В апреле пройдет Форум «Старт карьеры», который вы организуете при поддержке Департамента образования Москвы. Для чего этот форум?
Форум – это уникальная возможность за один день познакомиться и попробовать себя в разных профессиях – на Форуме их будет более 40. Мастер-классы по различным профессиям проводят лучшие компании в своих отраслях. Можно многое читать о профессиях, но ничто не дает такого отчетливого понимания как личный опыт. Именно ради этого мы проводим Форум.
И еще в рамках Форума будет проводится конференция. У нас у всех достаточно узких круг общения, а тем более у детей, и выйти из него непросто. А в этом возрасте так важно встретить яркую личность. В качестве спикеров мы пригласили людей, которые сделали не просто успешную карьеру, а добились бесспорного признания среди своих коллег и не только в нашей стране, но и в мире. Я думаю, что старшеклассникам будет интересно и полезно узнать о том, какой был их личный опыт профессионального пути, с какими ситуациями они сталкивались, и что они считают важным для развития.
Сталкивались ли вы с ситуацией, когда приходит время выбирать, а молодой человек или девушка ничем не хочет заниматься?
Конечно, сталкивалась. Это достаточно распространенная ситуация. И причин может быть несколько. Иногда родители так много решений принимают за ребенка – в какой секции заниматься, куда отправиться летом, что одеть и с кем дружить, – что у ребенка просто нет навыка самостоятельного выбора чего-либо. Есть ситуации, когда родители даже уже для взрослого (студента) обеспечивают вполне комфортную жизнь, что просто нет потребности в самоопределении. А со стороны детей, как мне очень хорошо сформулировала одна девочка, это выглядит так: «Я знаю, что я хочу быть успешной, но я не знаю, из чего я могу выбрать». И тут нужна помощь со стороны.
Выбор профессии – это первый взрослый выбор ребенка. Понятно, что все вокруг пытаются помочь. Но это первый выбор, который ребенок должен делать сам. Ты принимаешь решение для своей жизни – будешь ли ты этим заниматься или нет. Это твоя жизнь и твоя ответственность.