Бо Лотто (Beau Lotto), ученый, изучающий строение и работу мозга, считает: для того, чтобы повысить эффективность обучения, в первую очередь важно понимать механизм восприятия информации. Прежде, чем усвоить поступившие данные, наш мозг обрабатывает информацию: ищет взаимосвязи, систематизирует и связывает новые данные с прошлым опытом.
По этой причине для получения знаний крайне важна среда. Прошлый опыт накладывает отпечаток на обучение и позволяет сформировать предположения, необходимые для поддержки процесса обучения. Основываясь на своих исследованиях, Лотто дает три совета руководителям:
2. Социальное обучение
Ничего нового в социальном обучении самом по себе нет – люди всегда получали новый опыт, обмениваясь впечатлениями и мнениями. Тем не менее, социальные медиа сделали «социальный» элемент обучения более гибким. Гуру в области обучения и развития Гарольд Джарки отмечает, что корпоративные социальные сети способствуют созданию атмосферы «обучения действием»: ваши люди могут учиться где угодно и в любое удобное для них время.
Специалист по обучению и развитию Джейн Бозарт (Jane Bozarth), координатор электронного обучения в американском штате Северная Каролина, добавляет, что программы обучения и развития в организации объединяют сотрудников. Чем больше вы развиваете связи между сотрудниками, тем лучше.
3. Инициатива и ответственность
Традиционно отделы обучения и развития «отвечали» за процесс обучения в организации. Но в последнее время роль функции изменилась. По словам бывшего руководителя департамента обучения BBC Найджела Пэйна (Nigel Paine), произошли фундаментальные изменения - инициатива теперь исходит от самих сотрудников, а не отделов L&D. По его мнению, в будущем функция отделов обучения и развития персонала сведется к фасилитации процессов, и их задача станет сводиться к тому, чтобы помочь организовать обучение там, где это необходимо. По словам Пэйна, организации должны понять, что работа – это и есть обучение, а обучение – это работа.
4. Поддержка рабочих показателей
Повышение производительности труда принято считать одной из ключевых миссий функции обучения и развития. Но о чем именно идет речь? Марк Брэдшоу (Mark Bradshaw), разработчик систем поддержки производительности труда в Avon and Somerset Constabulary, напомнил о том, что поддержка обучением особенно ценна, если люди отправляются на нужные им тренинги тогда, когда это необходимо. Обучение ради обучения – пустая трата времени, поэтому вмешательство в рабочий процесс со стороны отдела обучения должно быть минимальным.
Важно понимать задачи, необходимые для каждой роли, и фиксировать их, чтобы при необходимости иметь возможность поддержать нужные для определенной позиции навыки. Без глубокого понимания компетенций, необходимых для каждой позиции в компании, здесь не обойтись.
5. Внимание, открытые онлайн-курсы!
К середине года должна стартовать платформа дистанционного обучения mooc.org, поддерживаемая Google. Сервис позволит компаниям и обучающим организациям создавать и проводить онлайн-курсы.
С тех пор, как университеты и колледжи стали предлагать онлайн-курсы, массовые открытые дистанционные курсы наделали много шума. Обучение через интернет, как и онлайн-доступ к материалам курсов теперь уже не редкость, что позволяет организациям существенно экономить на обучении. Более того, платформы, подобные mooc.org, дают возможность создавать собственные курсы.
6. «Неформат»
В этом году программы e-learning обсуждались заметно меньше. И не потому, что электронное обучение больше не представляет интерес: в последнее время фокус дискуссии сместился от форм обучения в сторону образовательного опыта в целом. Самое главное для команд L&D сейчас – понимать, как эффективнее всего организовать смешанное обучение в компании.
В связи с тем, что вариантов теперь масса, подход к оценке эффективности функции L&D в компании неизбежно изменится. А как вы измеряете эффективность обучения в целом?
7. Видеоуроки
В последние несколько месяцев видеоплатформы типа Vine (www.vine.co), где пользователи размещают короткие ролики, стали особенно популярны. Устройства, позволяющие создавать видео, становятся все доступнее, при этом пропускная способность сетей – все выше. Современные мобильные устройства облегчают доступ к файлам, что приведет к еще большей популярности видео.
Для L&D эти ресурсы – возможность создавать недорогой и доступный контент, направленный на обучение сотрудников компании. Барбара Томпсон (Barbara Thompson), консультант по обучению и развитию BP, напоминает, что видео – это эффективный инструмент, позволяющий вызвать эмоциональный отклик аудитории. По ее мнению, командам L&D стоит задуматься об использовании видео для формирования необходимого поведения персонала. Примерно в 80%-90% случаев ключевым фактором, определяющим общий стиль взаимодействия в компании, становятся стиль общения и реакции лидера, чьему примеру и следует коллектив. Видео помогают распространить положительный пример.
8. Generation C
В своем выступлении консультант в области обучения и развития персонала Брайан Солис (Brian Solis) рассказал, что уже успело вырасти новое поколение людей – поколение Си (Generation C, connected generation). Организациям придется принимать во внимание этот факт, планируя соответствующие программы в компании. Поколение Си – это поколение людей, которые живут в социальных сетях и интернете. Четких возрастных границ у этой группы нет. Это поколение, выросшее на цифровых технологиях, и вовлекать их в процесс обучения нужно используя совсем другие инструменты.
http://www.personneltoday.com/hr/learning-technologies-2014-eight-key-trends-learning-development/
Перевод и адаптация Александры Захаровой, журнал "Штат"