Cила постоянства

Организации, которые можно назвать лучшими с точки зрения развития практик оценки персонала, отнюдь не чаще остальных экспериментируют с новейшими подходами и применяют нестандартные «прорывные» методики. Один из секретов успеха – в системном применении инструментов и процедур оценки на всех этапах жизненного цикла сотрудников

Алгоритм успеха: как выделить Best Practices в оценке персонала

С 2010 года журнал «Штат» реализует проект "Оценка персонала. Лучшие практики" - ежегодные конференции с участием международных экспертов и практиков. Как мы выбираем спикеров и темы для нашего ежегодного проекта? Мы руководствуемся несколькими простыми критериями - здравым смыслом, рекомендациями коллег из HR и ведущих «оценочных» консалтинговых компаний, представлениями об экспертизе спикера.

Однако нам всегда хотелось установить более точные и менее субъективные критерии отбора действительно лучших практик в сфере оценки персонала. Спешим поделиться новостью: весьма любопытный пример таких критериев мы нашли в свежем отчете Aberdeen Group - "Assessments 2014: Consistency is Key".

Методика Aberdeen Group, позволяющая определить, кто лучший, кто «средний» и кто «отстающий» в практиках оценки, используется консультантами с 2010 года. Для того чтобы вычислить наиболее успешные в своих индустриях компании и понять, какие из организаций отстают, в Aberdeen Group утвердили три ключевых критерия: 1) рабочие показатели сотрудников, 2) качество и готовность кадрового резерва, 3) удовлетворенность руководителей работой менеджера по подбору персонала.

В исследовании 2014 года под названием "Assessments 2014: Consistency is Key" были опрошены 254 организации, где применяются ассессмент-методики. Соответствие первому критерию (качество работы сотрудников) исследователи измеряли количеством людей, получивших по результатам Performance Review оценку «превосходит ожидания». Качество и готовность кадрового резерва оценивалась исходя из количества ключевых должностей, на которые имеется по меньшей один подготовленный преемник, готовый хоть завтра занять освободившееся кресло. Также по отдельной шкале оценивалась удовлетворенность качеством подбора персонала – насколько улучшились эти оценки за последние 12 месяцев.

Рис 1. Определение критериев: какие компании можно считать лучшими в практиках оценки персонала?

Итак, что же отличает Best-in-Class компании? По мнению экспертов Aberdeen Group, такие компании объединяют три фактора: не менее 79% сотрудников получили в ходе последнего Performance Review оценку «превосходит ожидания», не менее 79% ключевых позиций могут быть оперативно закрыты за счет имеющихся преемников, а уровень удовлетворенности менеджеров работой отдела рекрутинга должен стабильно расти – по меньшей мере на 15% в год.

Популярная механика

Исследования Aberdeen Group, посвященные практике использования инструментов оценки, показывают, что в течение последних пяти лет лучшие компании все активнее используют ассессмент-технологии на всех стадиях жизненного цикла работника – найм, развитие, планирование карьеры.

«Системный подход в этой области достигается движением в двух направлениях – компании применяют определенные ассессмент-технологии на протяжении всего жизненного цикла сотрудника в организации и более системно используют оценку в неких ключевых ситуациях-«точках принятия решений», – говорит Молли Ломбарди (Mollie Lombardi), вице-президент и старший аналитик направления Human Capital Management исследовательской компании Aberdeen Group. Характерно, что в компаниях, которые Aberdeen Group называет лучшими в практиках оценки (Best-in-Class), оценка намного чаще используется как привычная часть процесса принятия решений в течение всего жизненного цикла сотрудника в организации.

Best-in-Class  компании чаще используют инструменты оценки для скрининга резюме и при найме. Однако в этих организациях ассессмент-технологии становятся также неотъемлемой частью процесса идентификации талантов, планирования преемственности, а также используются при принятии решений о продвижении (рис.2).

Рисунок 2. Опыт лучших (Best-in-Class) компаний: точки принятия решений, где результаты оценки используются регулярно

Популярная механика

Какие виды оценки используют успешные компании уже после найма сотрудников? Исследование Aberdeen Group подтверждает, что и здесь топовые организации пользуются привычным арсеналом средств. Наиболее часто используемые ими инструменты для принятия решений о продвижении и развитии – личностная оценка, оценка навыков и знаний наряду с оценками соответствия работе и культуре (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Инструменты/типы оценки, которыми пользуются лучшие в практиках оценки компании (после найма)

 

Используется регулярно

Используется время от времени

Личностные опросники

58%

24%

Оценка навыков/знаний

46%

31%

Оценка соответствия работе/должности

46%

35%

Оценка культурного соответствия

41%

27%

Оценка когнитивных способностей/критического мышления

39%

35%

Ситуационные решения

30%

30%

Симуляции работы (реальные/электронные симуляции, созданные для оценки производительности/пригодности сотрудника)

28%

30%

 

Системное использование технологий оценки дает лучшие результаты и на стадии после найма. Топовые компании чаще используют личностные тесты для принятия решений о продвижении и развитии (58% используют их регулярно, 24% – эпизодически, по мере надобности), 48% склонны к использованию оценки навыков и знаний (46% против 31%), и более, чем вдвое чаще, по сравнению с остальными работодателями, оценивают сотрудников на предмет соответствия работе (46% компания делают это регулярно и 35% – лишь время от времени).

Очевидные выгоды

«Разумеется, методичное использование инструментов и процедур оценки в течение всего жизненного цикла сотрудника в организации требует дополнительных затрат. Требуется много времени и усилий, также чрезвычайно важен контроль над тем, чтобы эта работа велась постоянно, а процедуры выполнялись неукоснительно на всех «жизни»  работника в компании. Для этого требуется участие лидеров, тренинги и поддержка нанимающих руководителей, а также коммуникация с сотрудниками и кандидатами», - говорят эксперты Aberdeen Group.

Тем не менее, как показало исследование, последовательное использование технологий оценки,  приносит ощутимые результаты:

  • В Best-in-Class организациях выше процент сотрудников, которые выполняют производственные цели в срок.
  • В таких компаниях успешнее удерживают новых сотрудников в течение первого года
  • Здесь также существенно выше уровень вовлеченности, а ключевые позиции чаще удается закрывать благодаря привлечению внутренних кандидатов (см. рис. 3).

Рисунок 3. Результаты системного использования технологий оценки

Еще один существенный бонус: организации, практикующие методичный и системный подход к оценке персонала, зафиксировали 11% рост показателя удержания клиентов. Привлекая и мотивируя сотрудников с нужными знаниями и навыками, лучшие компании сохраняют значительную часть заказчиков, а это, в свою очередь, положительно сказывается на бизнес-результатах.

 

Александра Захарова, Алина Лавриненко
Журнал «Штат» №3 2014

По материалам отчета Assessments 2014: Consistency is Key. Aberdeen Group, 2014,
http://www.aberdeen.com/research/9003/rr-assessments-hcm-hr/content.aspx