По следам одноименного воркшопа на конференции Talent Management Forum.
10 декабря на конференции по Talent management Forum мы вместе с Никитой Черкасенко, директором Департамента оценки, обучения и развития персонала ОАО "Ростелеком", проводили воркшоп «Уровни зрелости компаний с точки зрения готовности к индивидуальному развитию сотрудников». Воркшоп начался с определения уровня готовности каждой компании и завершился бурной дискуссией, которая оставила больше вопросов, чем ответов.
В этой статье я хочу обозначить:
- предпосылки возникновения проблемы индивидуального развития;
- краткие итоги воркшопа;
- свои соображения по поводу обозначенных в дискуссии вопросов.
Начнем с предпосылок…
1. В каждой второй презентации, посвященной подходам к развитию, есть ссылка на модель 70-20-10. Модель авторская (Morgan McCall, Michael M. Lombardo and Robert W. Eichinger) и берет свое начало в 1960-е годы прошлого века.
Суть модели в том, что развитие сотрудника происходит главным образом на его рабочем месте. То есть не имеет смысла ходить на тренинги и читать литературу, если потом в работе сотрудник не будет это применять.
Однако данные выводы плохо подкрепляются распределением бюджета на обучение и развитие. Основные статьи уходят на тренинги с 10%-ной значимостью, а на поддержку внедрения навыков на практике отдельный бюджет обычно вообще не выделяется. У такой ситуации могут быть разные причины, однако факт остается фактом: при всей доказанной важности развития на рабочем месте бюджеты уходят в тренинги.
2. Индивидуальный план развития (ИПР) — это один из немногих инструментов, с помощью которых можно управлять развитием сотрудников на рабочем месте.
3. Почти в каждой компании в том или ином виде внедрена практика ИПР. И практически в каждой компании есть сложности с данным процессом. Основная сложность: сотрудники формально относятся к ИПР, не хотят его заполнять и выполнять.
4. Под ИПР разные компании понимают совершенно разные документы. У кого-то это персональный план обучения, где написано, какие курсы должен пройти сотрудник. У кого-то — документ, описывающий действия по развитию на рабочем месте. В данной статье я буду придерживаться второго определения данного документа.
5. Системы индивидуального развития сотрудников в разных компаниях можно сравнивать и на основе сравнения выделять основные сложности и способы их преодоления.
6. В 2014 году компания Framex провела исследование применения ИПР. Большинство выводов этой статьи опирается на результаты данного исследования.
Краткие итоги воркшопа
Чтобы оценить, насколько каждая компания продвинулась в использовании индивидуального развития, мы совместно с Никитой Черкасенко разработали модель 5 критериев:
- цели использования индивидуального развития;
- охватываемые целевые аудитории;
- принцип выделения целевых аудиторий;
- методы сопровождения ИПР;
- технологичность.
Используя данные критерии, участники конференции распределились на три группы:
- те, кто в начале пути по внедрению ИПР;
- те, кто уже начал внедрять, но кому еще есть куда расти;
- те, у кого все хорошо и почти все работает.
Сомнения, с которыми сталкиваются участники первой группы, практически полностью совпали со сложностями, с которыми по факту столкнулись пред
ставители второй группы. Условно их можно разделить на следующие блоки:
- Как выделить целевую аудиторию?
- Как распределяется ответственность за составление, выполнение и контроль ИПР? Как распределяются роли в этом процессе?
- Связан ли цикл индивидуального развития с другими процессами компании, и если да, то как?
- Как продать идею ИПР сотрудникам и руководству?
- Какими документами должен быть описан процесс индивидуального развития? Политики, процедуры, методички?
Мое видение ситуации
1. Существует классическое противоречие между количеством и качеством. Невозможно создавать и мониторить хорошо составленные ИПР для всех сотрудников.
Если под ИПР понимать не учебный план, который почему-либо фиксируется в документе сотрудника, а план развития, который содержит развивающие действия и сформулированную цель, то такой ИПР сотрудник не может создать самостоятельно. Кроме того, такой ИПР не может составить и его руководитель. В книге Мэри О’Нил есть замечательная схема трансформации бизнес-цели в цель развития.
По этому пути у сотрудника получается пройти только с помощью специалиста по развитию, который с помощью вопросов поможет сотруднику связать его цели развития с целями бизнеса. Это ручная работа, требу