Управление талантами актуально не только для бизнеса. В профессиональном спорте вопрос стоит крайне остро – выдающихся спортсменов нужно находить в кратчайшие сроки, щедро инвестируя в поиски и обучение. Футбольные клубы немецкой Бундеслиги ведут полноценную охоту на молодые таланты. Как тщательно продуманная программа управления талантами позволила сборной Германии одержать победу на ЧМ 2014 и какие уроки из опыта футбольных тренеров может извлечь бизнес?
Сегодня в немецком профессиональном футболе прослеживается явная тенденция к «омоложению». За три прошедших игровых сезона средний возраст игроков Бундеслиги составил 23,6 года, хотя еще 10 лет назад главными «звездами» футбольных клубов считались 25-летние футболисты. Теперь дорогу уступают молодым: уже в 19 лет немецкие спортсмены начинают играть в лучших клубах страны, поражая тренеров и болельщиков своими успехами. Например, Томас Мюллер (Thomas Müller) из футбольного клуба «Бавария» (FC Bayern) стал лучшим вратарем Чемпионата мира по футболу 2010 года в возрасте 20 лет. Анализируя спортивные успехи своих подопечных, тренеры всё чаще обращаются к молодому поколению в поисках новых талантов.
За последние 15 лет подход к управлению талантами в немецком футболе приобрел профессиональный характер. Продуманный Talent Management сегодня - ответная реакция руководства Бундеслиги на катастрофическое поражение сборной Германии в отборочном этапе Чемпионата Европы 2000 года. Мужественно пережив проигрыш, руководители Лиги приняли решение о разработке программы поддержки талантливых футболистов. Были созданы специальные центры, в которых воспитываются и обучаются будущие «звёзды» немецких футбольных клубов. Для соблюдения принятых мер руководство Лиги даже изменило порядок получения профессиональной лицензии – теперь для успешного прохождения аттестации каждый футбольный клуб обязан иметь свой центр обучения. Эксперты Бундеслиги ориентировались на опыт ведущих футбольных школ, которые в 2001 году занимали лидирующие позиции: Clairefontaine во Франции и Ajax в Голландии. Спустя 10 лет качество обучение в немецких клубах стало соответствовать заданной планке, в чем смогли убедиться зрители, наслаждаясь игрой сборной на Чемпионатах Мира в ЮАР и Бразилии. Уже в 2010 году в ЮАР национальная команда Германии смогла соперничать в ⅛ и ¼ финала с опытными игроками сборных Англии и Аргентины. Однако полноценным триумфом команды стала победа на Чемпионате Мира в Бразилии в 2014 году.
Курс на самоокупаемость
Поражающие успехи немецкой сборной не были случайностью. Они стали результатом конкретных, тщательно продуманных инвестиций. За 14 лет немецкие футбольные клубы прошли длинный и сложный путь перемен - от поражений на отборочных этапах до победы в Чемпионате Мира - и вложили более 900 миллионов евро в программу поддержки талантов. Ежегодно на ее реализацию выделялось около 80 миллионов евро. Результаты не заставили себя ждать: более половины новых футболистов Бундеслиги, выступающих сегодня за разные команды, воспитаны в центрах обучения при 36 клубах. По статистике, каждый пятый из них до сих пор играет за ту команду, в которой проходил обучение. Остальных футболистов выкупают иностранные футбольные клубы, а средства направляются на рефинансирование программы поддержки талантов. Налицо пример истинно немецкого подхода – программа не только решает проблему «свободных вакансий», но и самоокупается за счет большого спроса на выращенные таланты со стороны внешних футбольных сообществ.
Конечно, коммерческие компании не могут позволить себе обучать своих специалистов в образовательных центрах в течение целых 15 лет. Однако параллель всё же можно провести. Таланты необходимы как в офисе, так и на футбольном поле, а HR-лидеры и бизнес-руководители не должны забывать простую истину: для успешного рекрутинга профессионалов нужно проявить фантазию и подобрать такие инструменты поиска и обучения талантов, которые будут максимально удовлетворять требованиям конкретного бизнеса и ситуации.
Атмосфера – ключ к успеху
Возможность постоянной занятости в конкретной сфере больше не является универсальным средством удержания талантов. Сегодня они стремятся реализовывать различные проекты с большим количеством задач, не будучи «привязаными» к одному рабочему месту. Как и таланты в бизнесе, футболисты Бундеслиги имеют возможность «проектной работы», играя в команде на протяжении определенного сезона. Это дает им возможность гибко реагировать на изменения: в клубах, как и в компаниях, может произойти смена руководства (тренера) или организационной структуры (состава команды), из-за чего сотрудник (игрок) при необходимости может сменить область деятельности. В то же время правильная философия и поддерживаемая атмосфера в компании или команде повышают их привлекательность для сотрудников (игроков) и клиентов (зрителей).
Продуманная корпоративная философия и культура – хороший способ сокращения финансовых издержек и поддержки талантов даже в условиях отсутствия средств. Ярким примером в Бундеслиге является команда «Спортивный клуб Фрайбург» (Sport-Club Freiburg), которая уже на протяжении многих лет тренируется под руководством Фолькера Финке (Volker Finke) и Кристиана Штрайха (Christian Streich). Вербовка важных для команды игроков всегда связана с большими затратами и начинается «с нуля», но в случае Фрайбурга решающую роль играют устоявшаяся философия и атмосфера в команде, существующие благодаря многолетней поддержке тренеров. Этот подход исповедуют и другие ведущие клубы, например, команда английской премьер-лиги Арсенал Лондон (Arsenal Football Club), которая с 1996 года тренируется под руководством Арсена Венгера (Arsène Venger).
Не сошлись характерами
Управляя талантами, важно обращать внимание не только на профессиональные качества специалиста, но и на его личностные характеристики. Об этом помнят опытные тренеры Бундеслиги, в частности, Йоахим Лёв (Joachim Löw), главный тренер национальной сборной Германии с 2006 года. Игры сборной показали, что личные качества некоторых высокопрофессиональных футболистов мешают им «прижиться» в команде. В результате выдающихся, но сложных игроки, например, бывшего вратаря сборной Тима Визе (Tim Wiese) и нападающего Кевина Кураньи (Kevin Kuranyi), оставляют наблюдать за матчем со скамейки запасных, а в некоторых случаях вообще исключают из сборной.
Преимущество в клубах Бундеслиги получают гибкие, нацеленные на результат спортсмены, которые успешно приспосабливаются к изменениям. Как в футболе, так и в бизнесе, «на поле» всё реже выходят игроки со сложным характером. Теперь настоящее принадлежит таким, как известный на весь мир футболист мюнхенской Баварии (FC Bayern) Марио Гётце (Mario Götze) – молодым и талантливым.
Предложение ограничено
За последние пять лет уровень текучести на ведущих руководящих должностях в корпоративном мире был высок, как никогда ранее. Для закрытия позиций компании активно занимаются управлением талантами, однако вероятность принятия ошибочного решения при найме не снижается. Это связано с ограниченным предложением на рынке труда - спрос на талантливых специалистов значительно превышает предложение. Сталкиваясь с такими условиями, компании вступают в войну за таланты, победу в которой одерживает сильнейший – «привлекательнейший».
В немецком профессиональном футболе ситуация немного легче. В отличие от бизнес-среды, тренеры немецкой футбольной Лиги находят таланты в уже сформировавшихся юношеских командах и центрах обучения. Спрос на таланты здесь более предсказуем и возникает лишь со стороны 36 команд первой и второй Лиги, а также 20 команд третьей Лиги, в то время как в бизнесе конкуренция среди работодателей достигает огромных высот. Тем не менее, руководителям есть чему научиться у тренеров Бундеслиги – как минимум, тому, что за хорошим результатом всегда стоит долгая, упорная работа и значительные инвестиции.
По материалам онлайн-журнала "Talent Management. Das Onlinemagazin für Personaler und Führungskräfte", Ausgabe 2, April 2015, автор - Andreas Frische, Vice President, Business Unit Manager, Hamburg&München bei Mercuri Urval
Публикацию подготовила: Софья Коливерда, журнал «Штат»