Как создать стратегическое преимущество в экономике впечатлений

«Время, в котором мы живем, называется «The Experience Economy» («Экономика впечатлений»). И это имеет прямое отношение к тому, как вести бизнес», - подчеркнул Джон Бедфорд, Директор по стратегии развития и разработки бизнес-приложений Oracle на открытии Oracle Modern Business Summit в Москве.

Деловой форум по стратегиям управления и бизнес-сервисам прошел 31 октября 2019 г. в рамках Дней Oracle в Москве и собрал около полутысячи участников. Стало традиционным, что программа форума на 90% состоит из выступлений заказчиков. Среди них - АШАН, Банк ВТБ, "Газпром нефть", ММК, Московская Биржа, Норильский никель, Почта России, РУСАЛ, ФосАгро, Сбербанк, Schneider Electric Russia and CIS и др. С помощью бизнес-приложений Oracle они с успехом реализуют цифровую трансформацию, переходят в облака, усовершенствовали традиционные процессы и применяют искусственный интеллект.

Бизнес-приложения Oracle для бизнеса в условиях непредсказуемости

«The Experience Economy» - это экономика, где впечатления, рациональные и эмоциональные, играют решающую роль. Впечатления клиентов, сотрудников, инвесторов формируют новую валюту и новую экономику. «Традиционный клиентский путь больше не работает, непредсказуемость (в режиме реального времени) — это новый стандарт», - отметил Джон Бедфорд.

Oracle внимательно следит за трендами и часто опережает их. Поэтому на единой платформе Oracle сегодня можно получить лучшие, инновационные, облачные и локальные приложения: «Управление цепочками поставок» (SCM), «Планирование ресурсов предприятия» (ERP), «Управление клиентским опытом» (CX), «Управление человеческим капиталом» (HCM), «Управление эффективностью предприятия» (EPM). Единая платформа использует механизмы Интернета вещей, поддержку блокчейна, искусственный интеллект и машинное обучение, а также 4 домена данных - транзакционные, бизнес, клиентские и IoT.

Широкое распространение ИИ качественно изменяет отношения между людьми и технологиями. По данным исследований Oracle, 50% сотрудников уже используют ту или иную форму ИИ в своей работе. Еще год назад их насчитывалось только 32%.

«В новых условиях заказчики смогут найти в Oracle поставщика и партнера, предлагающего полный набор приложений, от фронт- до бэк-офиса, объединенных самыми современными технологиями следующего поколения, - подчеркнул в завершении выступления Джон Бедфорд. - Они обеспечат критически важный уровень производительности, неограниченную масштабируемость, «непробиваемую» защиту и всестороннюю интеграцию с Интернетом вещей и технологиями машинного обучения. Они составляют стратегическое преимущество платформы бизнес-приложений Oracle сегодня».

«Посмотрев на систему и ее возможности, люди начинают хотеть еще больше»

Как следует из концепции, в экономике впечатлений заказчиком выступает не просто производитель товара, а предприятие-новатор. Насколько крупнейшие российские компании готовы к этому и какие проекты цифровиции ведутся сегодня, топ-менеджеры SberCloud, Банка ВТБ, ПАО «ФосАгро», АШАН и ММК и обсудили на экспертной дискуссии «Цифровизация и бизнес».

Александр Сорокоумов, Генеральный директор SberCloud, отметил два ключевых тренда, которые приобретают сегодня настоящую ценность для бизнеса в России, не превращаясь в безрезультативный хайп, - это работа с искусственным интеллектом (AI), в различных «разрезах» индустриях и промышленный IoT (IIoT). «Мы видим немалое число запросов на проекты по созданию платформ мониторинга работы и предиктивного анализа работоспособности оборудования на крупных российских предприятиях», - отметил он.

Мнение о высокой наукоемкости всех отраслей и функциональных направлений подтвердил Петр Дорожкин, Руководитель службы в Управлении финансовой эффективности Банка ВТБ. «Одним из новшеств недавнего времени можно, безусловно, считать активное применение многомерных моделей. Они стремительно ворвались в управление финансами, традиционно консервативную сферу. Если раньше мы смотрели прогноз или бизнес-план в таблице Excel, то теперь пришлось «конвертировать математику» и перейти из плоскости в многомерность». Этот год был ключевым для банка: завершается проект Oracle Hyperion Planning по реализации долгосрочного финансового планирования. Гибкая и мощная модель позволяет строить прогнозы финансовых показателей, сценарии развития для всей группы на на много лет вперед. Проект уже находится в стадии финального тестирования. «Посмотрев на систему и ее возможности, люди начинают хотеть еще больше», - поделился руководитель службы. «Применение ИИ вместе с технологиями Oracle пришло и в тяжелую промышленность, - отметил Вадим Феоктистов, Директор ООО «ММК-Информсервис». - Казалось бы, металлургия - устоявшаяся область и здесь сложно предложить что-то современное. Но перспективные технологии, в том числе созданные Oracle, активно используются. Например, машинное зрение в производстве позволяет реально повышать качество продукции, контролировать подачу легирующих добавок или определять качество прокатного металла для выявления брака». Феоктистов также рассказал, что в центре компетенций по новым технологиям ведутся работы по внедрению программных роботов по различным направлениям – для автоматизации финансов, кадрового учета и снабжения.

В этом году ММК завершила большой, знаменательный проект перехода на передовую версию Oracle E-Business Suite R12 и теперь присоединяет дочерние компании. Например, дочерняя компания ОСК – Объединенная Сервисная Компания с 13 тысячами сотрудников уже работает в единой ERP-системе. Вадим Феоктистов видит место для решений Oracle и рамках стратегии цифровизации ММК до 2025 года. «Будут использоваться самые разные технологии, включая машинное зрение, интернет вещей, цифровые двойники – перспективное направление, RPA. Это весь набор технологий Индустрии 4.0, который так или иначе может быть применен у нас в металлургии», - добавил эксперт.

Затронутая в пленарном выступлении тема влияния «Экономики впечатлений» на бизнес не оставила равнодушными участников дискуссии.

«Мы меняемся сегодня из продуктовой компании в сервисную. Потому что сервис - это основное для нашего потребителя, - рассказал Михаил Стеркин, Директор по маркетингу и развтитию ПАО «ФосАгро». – И второй тренд – переход из оффлайна в онлайн. Это невозможно сделать, просто «нажав на кнопку». Необходимо перестроить мышление и бизнес-процессы внутри компании, убедить многих, если не всех сотрудников».

Два года тому назад в «ФосАгро», первыми в отрасли, создали подразделение цифрового маркетинга и сейчас начинают разрабатывать «Цифрового агронома». «Мы хотели бы в онлайн-продажах с помощью платформы Oracle Commerce дойти до 15-20% оборота. Мы видим примеры в других отраслях, где с использованием аналогичных платформ, у компаний удается нарастить долю онлайн продаж до 20%», - добавил спикер.

Заказчики убеждены: «Облако не более опасно, чем собственные системы»

Рассказывая о планах развития облачного направления в России, Александр Сорокоумов (SberCloud) отметил, что российский облачный рынок услуг сейчас активно развивается и компания хочет стать катализатором цифровой трансформации, которая позволяет организациям перейти к сервисной модели, стать более динамичными. Однако, cloud adoption rate – показатель использования облака все еще находится на уровне 4%. «И мы убедились, что люди по-прежнему опасаются облаков, - констатировал эксперт. - Поэтому если бы сейчас была возможность вернуться на 1-2 года назад, я бы еще больше внимания уделял просветительской, деятельности, доведению до рынка мысли, что облако не более опасно в использовании, чем собственные системы. А активное использование облачных решений не мешает развивать внутренние IT, а, напротив, помогает перераспределять ресурсы с поддержки инфраструктуры на создание чего-то нового».

Имея наиболее полный набор облачных сервисов SaaS, PaaS и IaaS, Oracle предлагает российским клиентам и многообразие подходов к их развертыванию, в том числе модель «облако у клиента» с рядом решений, среди которых второе поколение Oracle Exadata Cloud at Customer и SaaS Cloud at Customer. Российские участники дискуссии отметили, что процесс внедрения успешно идет и расширяется с появлением новых, в том числе облачных решений, а также накоплен существенный опыт, которым они поделились.

Одно из первых масштабных внедрений в России облачного решения для бэк-офиса Oracle Cloud ERP реализовано в российском подразделении международной розничной сети АШАН.

«Еще в 2018 году мы запустили большой проект цифровой трансформации в финансах на уровне группы, создали и отработали core-модель и теперь продолжаем реализовывать в разных странах присутствия. Один из больших участков - это внедрение Oracle ERP Financials Cloud, как основного приложения для финансовых служб всех стран, - рассказала Татьяна Cеменихина, директор проекта по цифровой трансформации финансов АШАН. - Первый большой пилот внедрялся в России. В 2019 году мы запустились и уже в июле провели массовую миграцию и внедрение по всем магазинам компании – гипермаркетам, супермаркетам, а также по сервисным службам. Это большой проект, сейчас идет стадия стабилизации. Мы выбрали Oracle ERP Financials Cloud, потому что это очень хороший пакет сервисов».

Представитель АШАН подчеркнула инновационность и смелость своей команды, поскольку запуск начался еще до того, как была проведена локализация Oracle Cloud ERP в России. «Но все заработало!» - с гордостью отметила она.

«Мы со своей стороны всегда способствуем и помогаем внедрению благодаря существующей в стране экосистеме бизнес-партнеров и команде консультантов Oracle. Мы привлекаем также глобальную практику. Для нас ключевой KPI - это успех проекта, который реализует заказчик», - отметил модератор дискуссии Сергей Табулин, директор департамента по продажам бизнес-приложений Oracle в России.

В рамках Oracle Modern Business Summit в прошла церемония вручения Oracle Excellence Award. За выдающиеся достижения в цифровой трансформации и знаковые проекты были отмечены российские организации из ключевых отраслей: Азбука Вкуса, АШАН, Банк ВТБ, «Газпром нефть», ММК, ПМХ, Почта России, «ФосАгро».

Oracle Excellence Award присуждается компаниям, которые с помощью инновационных подходов к управлению, цифровых решений нового поколения и облачных сервисов Oracle осуществили преобразования и добились значимых бизнес-результатов благодаря повышению гибкости, снижению затрат, ускорению операций, в том числе в управлении производством, цепочками поставок, персоналом, финансами, эффективностью компании, продажами, маркетингом, сервисом, электронной коммерцией и др.

Что нас ждет в будущем?

Беспилотные такси в Москве, цифровые помощники в отелях, платежи в крипторублях, - все это возможно уже в 2025 году. Oracle Modern Business Summit показал огромный интерес рынка к бизнес-приложениям и облачным сервисам Oracle. Российские компании видят в них мощные инструменты, которые помогут ответить на новые вызовы и стать лидерами «Экономики впечатлений» в России и даже в мире.