Что ждет работодателей в 2020 году и к чему готовиться профессионалам? Ответы на эти и множество других вопросов, касающихся нынешней ситуации на рынке труда, представила международная рекрутинговая компания Hays в России в своем «Исследовании рынка труда России в 2019 году». Исследование проводилось с августа по октябрь 2019 года, в нем приняли участие 3 480 профессионалов и 413 работодателей — представителей российских и зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в РФ.
Основные тренды на рынке труда
По данным исследования, 56% компаний увеличили свой штат за 2019 год, 28% работодателей численность штата на меняли, занимаясь только текущими заменами, и только 16% сократили штат сотрудников. При этом 14% из тех, кто уменьшил количество сотрудников, сокращали штат на 1–10%. Чаще всего сокращали штат компании из финансового сектора (банки, страховые и инвестиционные компании) — 36% заявили, что им пришлось сокращать сотрудников, телекоммуникации и связь — 33%, гостиничный бизнес, туризм, рестораны — 33%.
Увеличили свой штат компании, работающие в автомобилестроении: 100% компаний нанимали от 1 до 10% новых сотрудников. 83% компаний, занимающихся сельским хозяйством, увеличили количество сотрудников на 1–10%, и еще 17% компаний из этой области расширили штат на 11–25% за 2019 год. Также штат увеличивали компании из области медиа и индустрии развлечений — 67%, телекоммуникации и связи — 67%.
74% работодателей заявляют, что подняли зарплаты сотрудников за последний год. Из них 67% говорят, что повышение составило 5–10%, а 6% подняли зарплаты работников на 11–20%. 67% опрошенных работодателей уверенно заявляют, что и в следующем году их сотрудников ждет повышение заработных плат.
«Исследование рынка труда показало конфликт интересов профессионалов и работодателей. 96% профессионалов говорят, что их в первую очередь мотивирует конкурентная заработная плата, и только 76% работодателей готовы предложить ее своим сотрудникам. Хороший бонусный пакет будет мотивацией для 72% сотрудников, а предлагают его только 51% компаний. Расширенный социальный пакет (оплата питания, фитнеса, языковых курсов, медицинская страховка и др.) важен для 64% профессионалов, но только 56% работодателей включают его в свою мотивационную программу. Медицинское страхование (включая страхование членов семьи) или возмещение частных медицинских услуг, не входящих в страховку, служит мотиватором для 64% сотрудников, но предоставляется только в 26% опрошенных компаний. А страхование жизни, которое готовы предложить 46% работодателей, на самом деле мотивирует только 29% профессионалов. Предоставление гаджетов одним из факторов мотивации сотрудников отмечают 43% компаний, но мотивируют они всего 20% профессионалов. Корпоративный детский сад послужил бы мотивацией для 10% работников, но предложить его может только 1% работодателей», — комментирует результаты исследования Алекс Штейнгардт, генеральный директор Hays в России.
Вознаграждение профессионалов в 2020 году
63% работодателей заявляют, что в следующем году собираются увеличить заработную плату своим сотрудникам. 4% компаний планируют увеличение зарплаты на 10–20%. Треть работодателей — 32% — говорят, что оставят зарплату сотрудников на прежнем уровне и только 1% компаний собираются сократить заработную плату своих работников.
Одновременно с этим у самих профессионалов более оптимистичные взгляды на собственные доходы в следующем году. 21% сотрудников уверены, что работодатель повысит им зарплату на 10–20%, а 18% планируют получить увеличение более чем на 20%. Треть респондентов — 33% — думают, что их ожидает повышение на 5–10% от настоящего уровня зарплаты. 27% профессионалов говорят, что их заработная плата останется на прежнем уровне.
Привлечение и удержание персонала
Привлечение и удержание квалифицированного персонала — по-прежнему один из главных вопросов, который стоит перед работодателями. 37% компаний, участвовавших в опросе, подтверждают, что на сегодняшний момент стоят перед проблемой нехватки квалифицированных кадров. Еще 44% работодателей говорят, что квалифицированных кадров не хватает только для редких или новых функций. 19% заявляют, что в их отрасли кандидатов достаточно и трудностей они не испытывают. По сравнению с 2018 годом наблюдается положительная динамика. В прошлом году проблем с квалифицированными кадрами не испытывали 16% опрошенных компаний.
Больше трети респондентов — 35% — отметили, что для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров компании в основном привлекают студентов на стажировки, повышают квалификацию имеющихся сотрудников — 35%, а также нанимают профессионалов из других индустрий — 28%. Вместе с тем в 2019 году обозначилась тенденция к развитию внутренней экспертизы с целью оперативно и эффективно находить релевантных сотрудников — 13%.
Компании привлекают квалифицированные кадры, предлагая им интересный функционал и проекты, — 66%, конкурентную заработную плату — 66%, возможность развития карьеры — 49%, известность бренда работодателя на рынке — 40% и расширенный социальный пакет (оплата питания, фитнеса, языковых курсов, медицинская страховка и др.) — 38%.
По-прежнему почти 2/3 компаний — 67% — нанимают временный персонал. 39% из них привлекают временный персонал для реализации проектной или сезонной деятельности, 18% делают это, чтобы обеспечить гибкость расходов на штат, 15% нанимают временных сотрудников на замену постоянных в долгосрочном отпуске, 9% таким образом получают доступ к узкой экспертизе, и еще 5% заявили, что вынуждены нанимать временный персонал, т.к. испытывают трудности в поиске подходящих постоянных сотрудников.
Гибкий график и дресс-код
В уходящем году компании продолжают идти на уступки сотрудников, и уже 63% компаний предлагают возможность работы по гибкому графику. 54% из них оставляют за сотрудниками право выбирать и менять часы прихода и ухода с работы, 43% позволяют работать удаленно, а 14% компаний соглашаются на неполный рабочий день.
61% компаний сегодня говорят, что в их компании не существует дресс-кода. У 51% опрошенных работодателей существуют негласные правила к дресс-коду, которых принято придерживаться. В 19% организаций для всех сотрудников действует правило business look c понедельника по четверг и casual Friday. Требования к стилю одежды установлены только для сотрудников, которые общаются с клиентами, у 19% компаний, и только 12% опрошенных организаций соблюдают правила business look c понедельника по четверг, пятница — business casual.
Профессиональное выгорание и рабочие конфликты
64% работодателей столкнулись с проблемой выгорания сотрудников в 2019 году. 17% компаний затруднились ответить на этот вопрос. Одновременно 53% профессионалов говорят, что сталкивались с проблемой выгорания лично, и еще 38% наблюдали, как ее переживали коллеги. Испытывая профессиональное выгорание, большинство сотрудников предпочитают сменить место работы. Об этом сказали 47% опрошенных респондентов. Причем мужчины меняют работу чаще, чем женщины, которые, в свою очередь, чаще увольняются в никуда: 14% и 22% соответственно. Вместе с тем исследование показывает, что 22% в равной степени мужчин и женщин испытывают сегодня профессиональное выгорание и не представляют, как справиться с этим состоянием. К помощи психолога прибегают лишь 6% респондентов, еще меньше обращаются к помощи карьерного консультанта — 4% и 3% мужчин и женщин соответственно.
Одновременно с этим меньше половины работодателей — 47% — обсуждают проблему профессионального выгорания со своими сотрудниками. 13% в качестве выхода из ситуации предлагают повышение зарплаты. Но 13% предпочитают расстаться с таким сотрудником, поскольку считают, что от этого страдает не только его работа, но и вся команда. 12% опрошенных компаний считают, что выгорание — это личная проблема сотрудников и работодатель не должен принимать участие в ее решении. 9% организаций готовы предоставить сотрудникам, переживающим выгорание, длительный отпуск с последующим возвращением, и только 6% работодателей направляют сотрудников в проблемной ситуации к карьерному консультанту, 2% — к психологу. Всего 2% компаний меняют спектр задач/проектов, в том числе рассматривают возможности для развития в другой сфере в компании или предлагают сессию с коучем.
Трудовой гостинг
Трудовой гостинг — это ситуация, когда сотрудники внезапно перестают выходить на работу и на связь с работодателем. За последний год с разными видами трудового гостинга сталкивались более половины работодателей. Об этом заявили 53% компаний, участвовавших в опросе. Из них 51% говорят, что в их случае гостинг заключался в том, что кандидат после собеседования исчезал и не выходил на связь. 15% работодателей заявляют, что кандидат пропал после официального предложения о работе, еще 13% говорят, что их сотрудник принял предложение о работе, но не пришел в первый рабочий день, а 10% работодателей рассказывают, что их кандидат вышел на работу и пропал через 1-2 дня. 7% компаний пришлось столкнуться со всем вышеперечисленным, а 4% пережили ситуацию, когда сотрудник перестал выходить на работу и на связь.
К счастью, 34% работодателей никогда не сталкивались со случаями гостинга в своей практике, а 10% в принципе не знают ничего об этом явлении.
Активность кандидатов на рынке
Существенное улучшение ситуации на рынке труда за 2019 год видят только 3% профессионалов. 18% говорят, что ситуация улучшилась, но незначительно. Этот показатель на 6% меньше по сравнению с 2018 годом, когда такого мнения придерживались 24% сотрудников.
33% профессионалов считают, что ситуация на рынке осталась на том же уровне, что и в прошлом году. 28% полагают, что она немного ухудшилась, и 18% отмечают значительные ухудшения.
Меньше половины респондентов — 46% — заявили, что их все устраивает на текущем месте работы и они не ищут новых вариантов. 22% опрошенных профессионалов в настоящее время находятся в активном поиске новой работы, и еще 32% планируют найти ее в следующем году.
24% профессионалов говорят, что на нынешнем месте работы их не устраивает заработная плата, 20% не видят возможностей для карьерного роста, 19% отмечают отсутствие профессионального развития, и 12% сотрудников не устраивает корпоративная культура компании, в которой они сейчас работают.
При этом 73% профессионалов готовы рассмотреть работу в совершенно другой индустрии, если им поступит такое предложение, и 6% принципиально ищут работу в новой для себя сфере. Только 17% не хотят менять индустрию и предпочитают развиваться в уже знакомом направлении, а 4% считают, что не обладают достаточными компетенциями, чтобы менять сферу деятельности.
81% профессионалов рассчитывают на увеличение заработной платы при смене работы. При этом 26% уверены, что зарплата увеличится на 10–20%, а почти половина кандидатов — 46% — говорят, что их зарплата может увеличиться больше чем на 20%.
О компании Hays
Hays plc (далее «Группа») — мировой лидер в сфере рекрутмента. Мы являемся специалистами по поиску и подбору квалифицированного персонала по всему миру и занимаем лидирующую позицию на рынке Великобритании, континентальной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Группа оказывает услуги клиентам различного профиля, работающим как в частном, так и в государственном секторе, занимаясь подбором сотрудников на постоянные должности, а также на контрактную и временную основу. По состоянию на 30 июня 2019 года Группа насчитывает 11 500 сотрудников, которые работают в 265 офисах на 33 рынках, охватывая 20 специализаций.
В России Hays ведет свою операционную деятельность с 2009 г. и представлена двумя офисами, которые расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Экспертиза консультантов охватывает 15 функциональных и отраслевых секторов с отдельной практикой в каждом из них.
Более подробную информацию о компании можно узнать на сайте hays.ru.