Москва, 29 апреля 2021 года —По данным нового исследования BCG и The Network, в ожидании последствий пандемии больше двух третей сотрудников в мире готовы пройти переобучение, в России – больше половины, 56%. Интерес к развитию новых навыков выше всего среди тех респондентов, которые находятся в начале или середине карьеры.
Новый отчет по результатам этого исследования под названием «Анализ глобальных тенденций к переобучению и путей карьерного роста» (Decoding Global Reskilling and Career Paths) - уже третий из серии совместных публикаций BCG и The Network о влиянии пандемии на предпочтения по работе и 209 тысяч участников опроса из 190 стран, в том числе около 17 тысяч из России.
Экономическая неопределенность, вызванная пандемией COVID-19, усугубила ситуацию, когда работники почти в каждой отрасли уже и так начали беспокоиться, что могут потерять рабочие места из-за развития технологий. По данным опроса, за время пандемии опасения в связи с автоматизацией усилились у 41% респондентов во всем мире, в России этот показатель несколько ниже – 31,5%. Рост обеспокоенности особенно характерен для людей, которые работают в финансовых учреждениях, страховых или телекоммуникационных компаниях.
«Пандемия и растущие темпы внедрения прорывных технологий заставляют людей задуматься о том, что будет с их работой, – говорит Райнер Штрак, старший партнер BCG и один из авторов отчета. – Cемь из десяти респондентов заявили, что готовы пройти переобучение, которое позволит им полностью изменить свою карьеру. Такой уровень гибкости может создать благоприятные условия для работодателей и государств, которые беспокоятся о подготовке своих трудовых ресурсов к вызовам будущего».
«Готовность меняться, готовность рассмотреть новые возможности, которые могут быть полезны в будущем, – пожалуй, главный позитивный урок, который мы вынесли из пандемии, - подчеркнул Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ. - Многие люди хотели бы полностью изменить свою карьеру. Готовность к переобучению даже в таких сферах, где требуется максимально проинвестировать в профессию, - медицине, науке, искусстве – выражает 41% респондентов из России. Больше всех хотели бы изменить свою карьеру те, кто по роду деятельности должен работать с клиентами, 71%».
Проактивная готовность к переобучению – 68% во всем мире (56% в России) – оказалась максимально высокой среди работников, которые больше всего пострадали в результате пандемии или сильнее всего ощущают угрозу занятости в связи с автоматизацией. Как правило, они заняты в секторе услуг, работе с клиентами или продажах. Почти три четверти опрошенных в мире с такими обязанностями заявили, что готовы переквалифицироваться, чтобы получить другую работу. Представители менее уязвимых секторов – таких, как здравоохранение и медицина, социальное обеспечение, наука и исследования, – в целом выразили меньшую заинтересованность в смене карьеры. В России к этому списку добавляется сектор маркетинга и коммуникаций.
Мария Игнатова, руководитель Службы исследований hh.ru прокомментировала: «Немного отстающие от мировых показатели готовности к переобучению российских работников отчасти связаны с тем, что во время первой волны пандемии и режима массовой самоизоляции кризис на рынке труда носил секторальных характер. Проблемы в одних отраслях экономики были сбалансированы взрывным ростом спроса, в том числе на персонал, в других (например, в логистике, электронной коммерции, онлайн-обучении, медицине). Работники, попавшие под сокращение или чьи компании-работодатели, были вынуждены простаивать, смогли быстро найти временную работу в других отраслях. Тем самым угроза потери рабочих мест из-за цифровизации в России не была столь явной как в США или ЕС. В целом, наши опросы, проведенные еще до пандемии, показывают высокую степень важности повышения квалификации и переквалификации российских работников. Так, лишь 14% опрошенных работников в РФ ни разу не занимались повышением своей квалификации. Основной причиной того, что российские работники не прибегают к повышению квалификации, является нехватка денег (53%), на втором месте - нехватка времени (35%). Не видят в этом необходимости лишь 15% соискателей. Из тех, кто ни разу не прибегал к повышению квалификации, абсолютное большинство хотели бы в будущем «прокачать» свои навыки или получить новые (98%). 54% для этого использовали бы офлайн-курсы, 46% — онлайн-курсы, 41% — групповые тренинги».
Готовность пройти переквалификацию различается по регионам. Респонденты из развивающихся стран, включая многих участников опроса из Африки, проявили больше всего энтузиазма: три четверти из них заявляют, что готовы пройти переобучение, чтобы подготовиться к новой работе. По данным исследования, среди европейцев и американцев меньше всего желающих переквалифицироваться, но даже в этих странах доля положительных ответов превысила 50%.
По данным опроса, более трети респондентов из разных стран мира, а в России – 28% были либо переведены на сокращенный рабочий график, либо уволены во время кризиса COVID-19. Больше всего с экономической точки зрения пострадали молодые и самые малообразованные сотрудники. В России – люди в возрасте от 51 до 60 лет. Также по миру почти половина работников младше 20 лет и половина тех, кто имеет только полное среднее образование, потеряли источник доходов во время пандемии.
«Как и финансовый кризис 2008 года, эта пандемия еще раз напомнила нам о том, что события, угрожающие экономике, могут произойти в любой момент и работникам придется к ним приспособиться, – говорит Кейт Кэвана, управляющий содиректор The Network и один из авторов отчета. – Работники пришли к пониманию, что единственной реальной гарантией занятости стало их умение адаптироваться. Иногда это означает смену рабочих обязанностей или даже начало новой карьеры».
Переход в более стабильные отрасли
По данным опроса BCG, его участники в высшей степени реалистично относятся к переквалификации. Большинство респондентов, готовых пройти профессиональную переподготовку, рассчитывают начать работать в отраслях, положение в которых кажется им – пусть даже в моменте - менее рискованным, чем в их собственных. В целом они хотят найти новую работу в областях, которые имеют сходство с их текущей работой.
Цифровые и информационные технологии занимают первое место в списке потенциальных карьерных путей. Вероятно, это объясняется расширением возможностей в этих областях и в целом высоким уровнем оплаты труда. Так, более 20% респондентов по всему миру, работающих в креативной сфере или сфере искусства, медиа и консалтинга, заявили, что готовы переквалифицироваться для работы в цифровой сфере. Офисные и управленческие должности (например, в маркетинге и управлении персоналом) также вошли в число самых привлекательных направлений для смены карьеры. Возможно, некоторые участники исследования считают, что смогут с легкостью освоить такие должности.
Работники уже предпринимают шаги по повышению квалификации. Доля респондентов, которые тратят на повышение квалификации несколько недель в год, стабильно держится на уровне двух третей опрошенных начиная с 2018 года, когда BCG и The Network в последний раз задавали этот вопрос.
При этом изменился подход к обучению. Сегодня 48% опрошенных в мире учатся онлайн (например, проходят массовые открытые дистанционные курсы), а 36% используют мобильные приложения. Несмотря на то, что они по-прежнему уступают в популярности обучению на рабочем месте и самостоятельному обучению, доля цифровых подходов увеличилась в эпоху пандемии.
В 2018 и 2020 годах доля онлайн-образования в России оказалась выше, чем в других странах, - 59% в 2020 году против среднемирового показателя 48%. Самостоятельно обучаются 76% россиян, опережая среднемировые 65%. Наименее популярны госпрограммы, которые выбирают 12% российских респондентов по сравнению с 16% по всему миру. Однако показатель госпрограмм в России вырос в три раза с 2018 года, когда он составлял 4%.
Данные, собранные для отчета «Анализ глобальных тенденций к переобучению и путей карьерного роста» (Decoding Global Reskilling and Career Paths), дают представление о карьерных ожиданиях респондентов в разбивке по полу, возрасту, уровню образования и положению в иерархии должностей.
О hh.ru
HeadHunter (hh.ru) (NASDAQ: HHR; MOEX: HHRU) — крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 350 тыс. компаний. Цель HeadHunter – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит свыше 50 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в конце 2020 г. составило 691 тысяч. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. Акции компании входят в расчёт индексов NASDAQ Composite (IXIC) и NASDAQ Industrial (IXID).
О компании BCG
Работая вместе со своими клиентами, мы находим для них не только решения наиболее важных задач, но и новые возможности. Компания BCG была первопроходцем в области стратегии бизнеса к моменту своего основания в 1963 году. Сегодня мы помогаем осуществить сложные изменения, вдохновляющие на полное преобразование организации для роста, построения конкурентного преимущества и лучших финансовых результатов.
Современная успешная организация должна уметь сочетать навыки и способности машины и человека. Наши международные команды обладают глубокими экспертными знаниями в отраслевых и функциональных направлениях. Решения BCG основаны на передовых практиках управленческого консалтинга, а также глубоком понимании современных технологий и принципов развития организации, процессов цифровизации и целей бизнеса клиента.
Уникальность нашей бизнес-модели состоит в том, что она целиком построена на принципах продуктивного сотрудничества как внутри BCG, так и на всех уровнях организации клиента, позволяя обеспечивать максимальные результаты.
The Network
The Network — глобальный альянс более 60 ведущих рекрутинговых интернет-сайтов, цель которых — поиск лучших талантов в более чем 130 странах. Со времени основания в 2002 году The Network стала мировым лидером интернет-рекрутинга, который обслуживает более 2000 корпораций во всем мире. Наши клиенты получают единую точку контакта в своей стране и возможность вести расчеты в одной валюте в рамках одного контракта одновременно с доступом к международным ресурсам человеческого капитала. Сайты The Network для поиска работы посещают до 200 миллионов уникальных пользователей в месяц. Дополнительную информацию можно найти на сайте www.the-network.com.