Слабым здесь не место

СЛАБЫМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
Агрессия на рабочем месте

Владимир Герасичев, ведущий тренер и президент компании Business Relations

Для начала предлагаю разобраться с самим понятием «агрессия» и понять, для чего мы ее проявляем. Очевидно, что она являет собой одну из форм человеческой энергии. Сама по себе энергия нейтральна, однако в различных ситуациях мы окрашиваем ее в разные цвета: от любви, радости, азарта и драйва и воодушевления, до обиды, злости, давления и собственно агрессии как психической, так и физической. Агрессия - это выход негативной энергии. Существует множество споров о цели нашей жизни, но большинство сходится в одном - основной целью является выживание как таковое. И в этом плане агрессия является мощным инструментом с древних времен. Для того чтобы выжить, людям необходимо было развивать различные навыки, в частности, проявление силы в виде агрессии было весьма необходимым.

Современный мир стал куда более безопасным по сравнению с тем, что было еще несколько сотен и даже десятков лет назад. Но в современном мире продолжают жить те же люди, с теми же привычками и убеждениями, что и в прошлом (много лет назад).

Принято считать, что сильный человек - это тот, кто может постоять за себя и отстоять свои интересы и взгляды, в том числе и с помощью агрессии. Обычно ее используют, когда другие способы уже не работают или как кратчайший путь (иногда самый быстрый) для достижения желаемого результата. Если бы этот способ достижения цели был бы неэффективным, то вряд ли бы это так часто использовали в сегодняшнем мире. Однако он имеет негативные последствия, четко выраженные.

Сегодня я хотел бы поговорить об агрессии на работе, ее последствиях и способах взаимодействия с ней. К сожалению, исследования говорят о том, что 70% россиян, так или иначе, сталкиваются с агрессией на рабочем месте.

Я предлагаю свое видение причин возникновения и способов создания безопасной рабочей среды в коллективе.

Как правило, контекст рабочей среды (рабочая обстановка, атмосфера в компании) складывается стихийно, сам по себе. На него влияют многие факторы, такие как стиль руководства (авторитарный, доминирующий или партнерский демократичный), область деятельности компании (услуги продажи или производство), конкретные люди со своими привычками, система правил и договоренностей (или отсутствие таковой), культурные традиции, географическое положение, наличие системы контроля, хорошей HR-службы и т.д. Очень редко в компании осознанно выстраивают систему взаимодействия сотрудников и корпоративную культуру как безопасную, творческую среду. Чаще приходится разбираться с последствиями, т.е. с конкретными происшествиями и, как правило, их стараются скрыть и не выносить на поверхность.

Агрессия на рабочем месте может проявляться по-разному: повышение голоса, словесные оскорбления (кстати, один из самых распространенных видов), доминирование или унижения других самыми разными способами, сарказм, злость, ярость, раздражение, открытые споры и сопротивления, вплоть до применения физической силы. Иногда, даже официально, подобные проявления рассматриваются как сильная сторона команды, проявления настойчивости, напора и целеустремленности. Мол, слабым у нас не место. Как правило, это начинается с авторитарной позиции руководства, основанной на давлении и контроле. В такой атмосфере невозможно избежать той или иной формы проявления агрессии, так как она транслируется сверху вниз и буквально пропитывает рабочую среду.

Это не может не сказаться на эффективности работы компании в долгосрочной перспективе. Люди не могут находиться продолжительное время в контексте страха и давления и продолжать «выкладываться» в полную силу на рабочем месте. Возможно, такое агрессивное взаимодействие и сработает для того, чтобы люди «собрались» на короткое время, но в дальнейшем они приспосабливаются и выживают (при хороших, например, финансовых или других перспективах), в худшем случае - уходят из компании.

Следует также понимать, что для проявления агрессии необходимы минимум два человека. Один может провоцировать, а другой использовать эту провокацию для агрессивных проявлений. Можно по-разному на это смотреть как с одной, так и с другой стороны. Можно ощущать себя жертвой провокации и оправдывать этим свою агрессию, а можно ощущать себя жертвой агрессора и выставлять себя невинным и непричастным к происходящему. Мы все играем в свои удобные нам игры. Но если вы все еще работаете в данной компании, значит, она вас чем-то устраивает. Результаты говорят сами за себя. Так же важно отметить, что эти люди, которые находятся рядом с агрессором, могут влиять на него как в одну, так и в другую сторону. Если они настроены агрессивно и эмоционально, то это дает дополнительный стимул и ощущение безнаказанности. Если же они создают миролюбивую и спокойную обстановку, то это снижает уровень напряжения.

По мнению «Charteres Management Institute» (Канада), агрессии способствуют:

  • авторитарный стиль руководства;
  • оставление без внимания случаев психологической, тем более физической   агрессии;
  • нереалистичные задачи и сроки;
  • предвзятость и дискриминация;
  • личные качества коллег и руководителей.

Иногда люди считают это чем-то естественным и опускают руки, позволяя этому быть. Именно позволение  в той или иной форме является основной причиной возникновения агрессии в рабочей среде.

Мы проанализировали огромное количество информации на эту тему и сделали несколько интересных, на мой взгляд, выводов. Есть множество причин и предпосылок для возникновения агрессии, начиная от исторических и психологических, заканчивая непосредственными условиями в конкретной компании.

Ничто не может гарантировать возникновение агрессии в коллективе. Однако существует реальная возможность снизить вероятность возникновения агрессивных проявлений. Ведь есть множество компаний с целостной, безопасной и рабочей средой, где практически исключены агрессивные проявления.

Мы предлагаем несколько конкретных шагов создания безопасной рабочей среды:

  1. Принять (политическое) решение о создании в компании безопасной рабочей среды. Т.е. это должен быть осознанный выбор и соответствующее заявление (декларация). Без этого все остальные шаги не имеют особого значения.
  2. Провести честный и откровенный разговор на всех уровнях о возможных проявлениях агрессии. Это требует создания безопасной среды, честности и открытости. Что ведет нас логично к пункту №3.
  3. Быть примером и взять ответственность за создание атмосферы, потенциально исключающей возникновение агрессии. Т.е не перекладывать ответственность на других и не становится в позицию жертвы провокации или агрессора. Что если, изначальным источником провокации или агрессии являешься именно ты (а не другая сторона)?
  4. Создание системы договоренностей о том, что приветствуется и поощряется в коллективе (открытость, партнерство, поддержка и т.д.) и что не является частью корпоративной культуры (злость, агрессия, доминирование). Из этого логично вытекает пункт №5.
  5. Не умалчивать, а открыто говорить о любых фактах проявления агрессии в коллективе. Люди живут в общении. Если вы позволяете себе быть честным и “не заметать под ковер» очевидные вещи, вы не будете позволять людям проявлять агрессию. Повторю: именно позволение проявлять агрессию является причиной ее возникновения.

Мы живем в мире, в котором для достижения максимальных результатов совсем не обязательно быть агрессивным. Если целые страны могут решать общие вопросы без войны и агрессии за столом переговоров, то и мы это можем. Агрессия всегда вызывает ответную реакцию и последствия. Мирное, безопасное решение вопросов, создает множество возможностей для создания, а не разрушения. Для меня агрессия никогда не являлась признаком силы и однозначно является признаком слабости.

Вы сами можете стать источником изменений в своей компании, на каком бы уровне вы ни работали. Вы можете начать открыто говорить  о происходящем или оставить все, так как есть, и продолжать существовать в «удобном» для вас мире. Если вы ничего не меняете - значит, вас все устраивает. Выбор за вами!

Журнал "Штат", декабрь 2010