Компенсации топ-менеджеров в американских фармацевтических компаниях в большинстве случаев зависят от текущих финансовых показателей. Консультанты компании Hay Group считают, что пришло время отказаться от этого подхода. Организации в этой индустрии должны научиться инвестировать в инновационные разработки и поощрять руководителей именно за них
Традиционно одним из наиболее популярных критериев оценки достижения как краткосрочных, так и долгосрочных показателей, используемых в программах вознаграждения в фармкомпаниях США, является объем выручки. 80% организаций, которые приняли участие в исследовании, используют в качестве критерия успешности руководителя финансовые показатели. И только 12% оценивают эффективность топ-менеджеров по таким критериям, как разработки и внедрение. По меньшей мере в течение десятилетия компании фарминдустрии – и организации, которые занимаются продажами, и исследовательские лаборатории – активно продвигали существующие продукты и крайне осторожно инвестировали в разработки. «Этот подход больше не работает», - считает Ян Вилкокс, вице-президент и лидер практики медико-биологических наук Hay Group. - Фармкомпаниям предстоит полностью изменить подход и сфокусироваться не только на инвестициях в востребованные покупателями разработки, но и на новых исследованиях, которые могли бы приносить прибыль в будущем».
В индустриях, где, наряду с оперативными задачами возникает масса долгосрочных, стратегических проектов, и результаты усилий зачастую становятся заметны далеко не сразу, такой подход часто малоэффективен. Ирв Бекер, лидер практики компенсаций топ-менеджеров в США (Hay Group), отмечает, что компаниям фарминдустрии в США стоило бы пересмотреть принципы компенсационных выплат.
По мнению консультантов из Hay Group, с долгосрочными выплатами в индустрии тоже не все гладко. В идеале они должны связать интересы руководства компании с ее благополучием. Но и здесь 80% организаций предпочитают основываться на финансовых показателях, и только 20% поощряют руководителей за успешные разработки и внедрение инновационных технологий и подходов.
В Hay Group прогнозируют: несмотря на то, что прошедшее десятилетие было непростым для фарминдустрии, впереди еще больше трудностей. Срок действия патентов на многие препараты, которые длительное время приносили компаниям существенный доход, в ближайшие годы истекает, а новых разработок некоторые организации почти не вели. Потенциальные потери в индустрии в связи с этим оцениваются в $100-150 миллиардов ежегодно.
Для того чтобы увеличить доходы в будущем, компаниям следовало бы уже сейчас изменить приоритеты, сделав одним из главных инновации. Кроме того, стоило бы изменить стратегию компенсаций руководителей высшего звена и активнее вознаграждать не за достижение финансовых показателей, а за внедрение новых технологий и инновационных продуктов, которые, в конечном счете, и образуют основной доход
Александра Захарова, журнал "Штат"