Фрилансеры: минус бюджет, плюс качество

 

Василий Воропаев, основатель www.Free-lance.ru

Начало XXI века ознаменовалось бурным развитием интернет-сервисов и персональных устройств, которые кардинально изменили представление о рабочем месте и о самом процессе работы. Понятия «офиса», «рабочего места», «рабочих часов» стремительно размываются.  Меняется и рынок труда, и взаимоотношения начальник-подчиненный.

Постепенное проникновение технологий, значительно облегчающих удаленную работу, меняет рынок труда, причем темпами, сравнимыми с индустриальной революцией. Согласно официальным данным, 7,5% рабочей силы в США – фрилансеры, а треть работников, включая, естественно, HR-менеджеров, вовлечено во фриланс-отношения. Использование фрилансеров американскими компаниями выросло за последние 3 года на 22%.  Фриланс больше не воспринимается, как нечто «ущербное», как временное положение между поиском нового рабочего места. Бурный рост международных бирж труда фрилансеров и развитие электронных платежей (несмотря на продолжающиеся трудности с доступом к мировым платежным системам во многих странах, в том числе в России) позволяют фрилансерам не беспокоиться о нехватке работы, а компаниям – снижать издержки. 

В России на данный момент, согласно совместному исследованию Высшей школы экономики и Free-lance.ru, с фрилансерами активнее всего сотрудничает интернет-бизнес. Наиболее частые клиенты фрилансеров – компании, занимающиеся  разработкой, поддержкой и продвижением веб-сайтов (40%). Также услугами внештатных сотрудников активно пользуются компании, работающие в сфере дизайна, маркетинга, PR, рекламы (по 26%) и разработки программного обеспечения (20%).

* Можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превышает 100%.

Как правило, клиенты фрилансеров – это небольшие бизнесы с числом сотрудников от 2 до 15 человек (на их долю приходится более 47% всего рынка). Доля компаний с числом сотрудников свыше 50 человек составила порядка 12%. К услугам фрилансеров также нередко прибегают и частные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, доля которых составляет около 30%.

Заказчики, пользующиеся услугами фрилансеров, преследуют различные цели. Прежде всего, их интересуют высококвалифицированные специалисты, которых можно оперативно привлечь к работе. Однако в качестве важных преимуществ заказчики также отметили невысокую стоимость фрилансерских услуг и разнообразные формы сокращения издержек по сравнению со штатными сотрудниками.

* Можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превышает 100%.

Самый серьезный недостаток при сотрудничестве с фрилансерами –  нестабильность и непредсказуемость качества работы. На высокую стоимость услуг фрилансеров практически никто не жаловался.

* Можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превышает 100%.

Фрилансеры привлекаются в основном для проектов в области графики и дизайна, разработки, поддержки и продвижении веб-сайтов, написания текстов и переводов, а также программирования.

* Можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому общая сумма превышает 100%.

Однако полгода назад на Free-lance.ru мы сделали в каталоге фрилансеров подразделы «юрист» и «бухгалтер», которые довольно быстро стали популярны. Объяснение этому – наш собственный опыт: почти два года бухгалтерия нашей компании жила в Санкт-Петербурге, в то время как головной офис находится в Москве. Мы поняли, что это работает без всяких препятствий, и в  перспективе на удаленную работу могут перейти, например, ассистенты или офис-менеджеры. Большинство зарубежных компаний уже поступают так: например, офис находится в Лондоне, а ассистент - в Индии, где уровень профессионализма будет такой же, как в Великобритании, а среднерыночные зарплаты - на порядок меньше. Со временем такая схема будет работать и в России. Уже сейчас компании предпочитают работать с региональными фрилансерами. Согласно исследованию компаний-клиентов Free-lance.ru, почти половину заказов для удалённых работников предоставляют московские бизнесы, 13% приходится на Санкт-Петербург, а доля каждого из остальных регионов составляет не более 3%.

Любопытно, что география фрилансеров значительно шире. На Россию приходится только 76% исполнителей, а доля Украины в общем количестве фрилансеров в полтора раза больше, чем в общем количестве заказчиков (15%). Москва среди российских регионов также выделяется, но не столь значимо: москвичей среди фрилансеров  чуть менее трети (31%).

Естественно, сотрудничество с исполнителями из регионов обходится значительно дешевле: уровень зарплат ниже, а рынок труда не перегрет так, как московский. Кроме того, удаленные сотрудники - это прямая экономия на офисе. Компании со штатом в  60 человек ежегодная аренда офиса в Москве обойдется примерно в $150 тыс. в год. Для малого бизнеса это довольно ощутимая сумма, которую можно легко сэкономить.

 

Журнал "Штат" , №9-10/2011