Эффективное управление командой: как создать синергию

В этой статье я расскажу о положительных сторонах и проблемах в работе команд (и IT-команд, в частности) и дам реалистичное представление о том, чего можно достичь с помощью командной работы.

Начну с достаточно простого определения для единого понимания о том, что я вкладываю в определение слова команда.
Команда – это группа единомышленников, которых объединяет общая цель. Звучит просто и понятно, но в реальности при организации работы возникает много вопросов.

Чтобы на них ответить, а именно – разъяснить, как создать и управлять командой, которая была бы успешной, а её функционирование давало бы соответствующие результаты, нам необходимо всегда соблюдать нижеследующие условия:
• Оцифрованная постановка целей (конкретность, релевантность, достижимость, ресурсы, матрица ответственности, сроки реализации проекта, лидер на каждом этапе проекта).
• Цель отвечает на вопросы: зачем её реализовывать? Что она решает? Что улучшает? Что может ухудшить для компании/ команды?
• Разграничение зон ответственности и создание правил работы команды. Ответственность за финальные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.
• Релевантный подбор командного состава (например, в IT-команде - менеджер проекта, аналитик, архитектор, UX-дизайнер, QA-специалист и т.д.).
• Наличие детализированного процесса работы, а также автоматизации рутинных процессов.
• Создание безопасной среды для дискуссии и диалога в команде.
• Управление этапами групповой динамики.
• Наличие незыблемого правила: выслушать идеи всех членов команды и найти точки пересечения.
• Создание психологической безопасности, где участники могут высказать свои идеи, ошибиться, быть услышанными, а также быть принятыми в команде.
• Взаимосвязь. Каждый участник процесса вносит свой индивидуальный вклад в общее дело и чётко прослеживается зависимость от работы друг друга. Все члены команды воспринимаются как равноправные участники проекта и взаимный обмен актуальной информацией не прекращается.
• Управление и модерация конфликтных ситуаций в команде.

Только в случае соблюдения данных условий можно говорить о том, что командная работа имеет смысл.

Далее мы определим для себя признаки эффективности работы на примере ИТ- команды:
• Единое понимание цели у всех участников команды.
• Высокая результативность.
• Единый подход к работе (правила/нормы).
• Распределение задач, ответственности, ресурсов и ролей.
• Вовлеченность участников ИТ-команды.
• Взаимоотношения и эффективная коммуникация.
• Своевременная обратная связь Standup morning, face2face, daily meeting и т.д.
• Прозрачная выстроенная коммуникация в ИТ-команде на примере следующих инструментов:
⇒ Jira - для структуризации задач
⇒ Confluence – база знаний
⇒ Trello / Miro и их российские аналоги — доска для Канбана

В командной работе есть свои преимущества:
• Команда – это информационное пространство, где интересы всех сторон учитываются и расширяют палитру знаний для реализации проекта/задачи.
• Команда снижает риск принятия ошибочного или случайного решения, потому что каждый участник имеет право дать свою обратную связь.
• Команда снижает риск пропадания из поля зрения важных фактов.
• Команда исключает «производственную слепоту»(ещё это называют - «мёртвые зоны», если вдруг один не заметил, обратил внимание другой).
Все вышеперечисленное создаёт синергию для достижения и реализации проекта.

Какие есть слабые стороны в работе команды:
• Работа в команде может требовать дополнительных затрат времени для создания слаженности во взаимодействии, так как в первое время будет конфликт в подходе принятия решений, распределения зон ответственности и ролей в команде.
• Работа команды требует больше временных ресурсов, особенно при большой численности. Могут возникать определённые трудности при сборе необходимой информации, при согласовании времени для встречи участников процесса и т.д.
• Работа в команде может задерживать решения, поскольку они принимаются после продолжительных дискуссий.
• Саботировать согласованность действий в команде могут образовавшиеся неформальные лидеры.
• Конфликт интересов участников может привести к изменениям сроков сдачи проекта.
• Если не определены роли участников, их зоны ответственности и уровни принятия решений, то это аналогично может пролонгировать процесс, нарушая первоначальные договорённости.

Что может помочь нивелировать слабые стороны работы команды:
• Чёткое описание правил на каждом этапе взаимодействия.
• Озвучить команде, что первое время будет этап конфронтации и главное - не уходить в спор и в позицию отстаивания своей правоты, а выстраивать эффективное взаимодействие через постановку правильных вопросов, например этот спор/ разногласия помогают нам сейчас в работе? Что я сейчас доказываю себе/ команде? Что нам важно сейчас сделать, как единой команде?
• Определить с участниками проекта, сколько времени у них есть для дискуссии и обозначить точки принятия решения?
• Описать интересы команды, обсудить с участниками интересы каждого, интегрируя их в общие цели.
• Определить главное правило: все участники команды планируют время для встречи и для каждого этот опыт работы становится важным в моменте «здесь и сейчас».

Давайте ответим на вопрос, что можно достичь с помощью командной работы?
• Командная работа даёт возможность разным точкам зрения решать проблемы и находить решения, которые являются более релевантными и эффективными, чем вклад одного человека в самостоятельной работе, она помогает качественно достигать поставленных целей.
• Помогает развивать горизонтальные связи и сотрудничество с коллегами из других подразделений, а также навыки кросс-функционального взаимодействия, что повышает скорость коммуникации и повышает уровень информированности.
• Развиваются навыки командной работы, создаётся атмосфера доверия и взаимопонимания, что позволяет обеспечить возможность выполнения задач в указанные сроки и повышает вовлеченность персонала в компании.
Но даже при самой идеально выстроенной и слаженной работе в команде есть этап конфликта интересов, сроков выполнения плана, нехватка ресурсов, несогласие в технической части реализации проекта, недопонимание и в этой ситуации нам важно выстроить стратегию управления конфликтом.

И в завершении мы с вами поговорим о том, как руководитель команды может управлять конфликтными ситуациями и выстраивать психологический климат в команде.
Управление конфликтами — это процесс целенаправленного воздействия на участников команды с целью его нивелирования при помощи выявления причин возникновения. Для руководителя остаётся важным восстановить взаимоотношения участников проекта к тем, которые были определены на этапе формирования команды.

Признание и решение конфликтов – известный и практичный подход, включающий в себя следующие шаги:
• Осознание участниками команды и признание наличие конфликта, а также причины его происхождения.
• Дискуссия и обсуждение: открытое и честное выражение своих чувств через «Я - сообщение» и слушание точки зрения другой стороны, не перебивая.
• Определение причин разногласий: выявление корневой проблемы конфликта (ценности, интересы, недопонимание, неуважение, зоны ответственности и принятие решений).
• Разработка вариантов разрешения конфликта: компромисс, поиск альтернативных решений или принятие невозможности разрешения (в данной ситуации выстраивается план действий для каждого участника конфликта на период реализации проекта).
• Выбор согласованного решения и воплощение его в реальность: действие согласно выбранному решению и участие модератора в этом вопросе.

Чтобы этот подход работал, руководитель команды:
• Имеет влияние на её участников, быть лидером и брать на себя ответственность за взаимодействия участников команды и принятие решений по урегулированию сложных и напряжённых ситуаций.
• Предоставляет возможность участникам команды в конструктивной форме озвучить все сложности (по их мнению), которые были обнаружены в процессе, чтобы убрать барьеры в дальнейшей работе.
• Ведёт переговоры, используя одну из нескольких подходящих стратегий: компромисс, win-win и так далее.
• Развивает навыки фасилитатора и модератора.

Возникающая в команде синергия помогает участникам взаимодействовать друг с другом в достижении совместных целей - рождаются новые идеи и решения, которые ранее могли быть незаметны.
Именно такая командная синергия позволяет максимально использовать потенциал каждого участника команды, а также совместно и эффективно достигать общих целей.

Автор: Наталья Глушакова, HR-эксперт, руководитель HR/T&D проектов.